Mira Festival, Барселона Читать далее
Джей Люмен (Jay Lumen) Путешествие, которое не оставляет равнодушным Читать далее
Hello Flow 2019 Читать далее
4-5 августа: «Планета K-30» — масштабное событие от команды Roots United Читать далее

MIDEM 2011: назад в будущее

Всем нам давно известный Александр Шульгин, авторитетный специалист в интернете и всем, что связано с New Media Space, побывавший на крупнейшей международной выставке музыкального контента – MIDEM 2011, любезно согласился выразить мнение и дать  и оценку разных ситуаций музыкального рынка.


Александр Шульгин


Экскурс в историю проблемы

Технологичный и технократичный подход завел Музыку в тупик. Отсюда видится и тупик музыкальной индустрии. Обнародованные данные доходов по продажам в 2010 году весьма печальны. И если провал в 80-х был компенсирован ростом при появлении новых носителей, а именно CD, на которых издавались не только многообразные новинки, но и мощно переиздался весь мировой бэк-каталог, что и дало рост доходов в индустрии в 90-е годы, то роста в цифре не получилось. Не получилось такого мощного перехода, таких мощных продаж, коих можно было ожидать, основываясь на опыте перехода в новый формат в уже далеких 80-х. Падение продолжилось основательно. Это стало одной из основных тем обсуждений на MIDEM 2011. Безусловно, технократы, завоевавшие лидирующие позиции в этой отрасли в последние годы, а отсюда и право основного голоса, право решений, продолжают гнуть свою линию, но все более и более очевидно, что идти исключительно путем цифр, показателей бухгалтерских столбцов и мультипликаторов при размещении на биржах невозможно. И забрезжил свет в конце тоннеля или, вернее бы сказать, тупика. Маятник, скрипя, вроде как шатнулся назад. И люди вспомнили о Музыке.

Jean Bernard Levy

Jean Bernard Levy - генеральный директор Vivendi: принадлежит крупнейшая в мире музыкальная компания — Universal Music Group, производитель игр Vivendi Games. Кроме того, компания также является мажоритарным акционером второго по величине во Франции мобильного оператора SFR, сотового оператора Maroc Telecom и сети кабельного телевидения Canal+

Вообще все движение к той ситуации, в которой сейчас оказалась мировая массовая музыкальная культура, а вместе с ней и индустрия, изначально произошло 24 года назад. Тогда, в 1987 году был продан CBS records – флагман мировой индустрии грамзаписи. Был продан японской компании Sony, и с того времени эта компания, поглотив ряд мелких фирм и крупного конкурента BMG Music, стала называться Sony Music Entertainment. Но не в Sony и не в японцах дело, а в том, что это была первая ласточка, за которой последовали все остальные гиганты, первая ласточка, которая, поменяв правила игры, превратила эти правила не в птичьи, а в акульи. Вы, наверное, знаете, что в парфюмерной индустрии самые ценные сотрудники, это те, кого зовут «Носами», те, кто умеет определять как состав парфюма, так и его уникальность и оригинальность. Так вот, в музыкальной индустрии есть, вернее, были люди, которых звали «Уши», они и только они слышали в молодой шантрапе будущих звезд или, прослушав демо, могли определить стиль нового поколения. Так вот, с 1987 года «Уши» стали изгоняться и уничтожаться как класс в этой индустрии. А ведь именно они, именно «Уши» создали весь тот бэк-каталог, который и вынес вверх продажи в 1990 годах при переиздании. И сейчас во многом индустрия жива именно благодаря тем бэк-каталогам. При аудите в фирме EMI в 2008 году было выявлено, что все новые проекты, весь период девяностых-нулевых убыточен, и только бек-каталог (The Beatles, Queen и многое другое) дает доходность, причем доходность высокую. Итак, первым пал легендарный Уолтер Йетникофф – глава CBS, мощнейшая фигура десятилетий. Затем, в течение буквально 5 лет, основными игроками рынка были скуплены все более-менее значимые независимые лейблы. В управление этими конгломератами, получившими название «мейджоры» (Majors) из-за того, что они с этого момента контролировали основную часть рынка, были назначены белые воротнички из финансовых корпораций, достаточно далеких от музыки. С этого момента для акционеров компаний Музыка превратилась в продукт, а артисты в проекты. И все, что их волновало, это лишь показатели прибыли в конце отчетного периода. С середины 90-х лозунгом стала фраза одного из топ-менеджеров PolyGram (сегодня – Universal Music): «Важны продажи, и если, при одних и тех же вложениях, десять музыкантов могут продать суммарно больше, чем одна суперстар, значит, я буду вкладывать средства в десять музыкантов среднего уровня». К этому времени технология компьютерных программ стала уже настолько доступной, что действительно стало возможным создавать альбомы недорого и зачастую даже дома, не выходя в студию. Себестоимость таких записей действительно была в десятки раз меньше, чем качественная запись с применением оркестров и вдумчивого серьезного подхода на всех этапах создания. Это и явилось лозунгом для поколения 1994-2007 годов. Заменив «Уши» белыми воротничками, компании получили краткосрочные дивиденды, но в целом загнали себя в тупик. Вместо мнения гениев рынка устраивали фокус-группы, на которых определяли потенциал того или иного произведения на статус хита и потом отдавали в медиа на раскручивание. Так как мейджоры являлись составной частью медиа-холдингов, то родственные телеканалы и радиостанции и иные медиа-ресурсы холдинга оказывали содействие в раскручивании выбранных хитов, а те медиа, которые не были в родственных связях, покупались взятками. И все вроде сначала шло, как по маслу. Публика доверчиво покупала то, что предлагали, но потом задумалась. Слушатель интуитивно начинал понимать, что что-то не то, ведь фокус-группы все равно выбирали из того, что им давали, а давали им продукт, записанный проектами, к тому же, записанный за недорого. Нет, конечно, фирмы выделяли и большие бюджеты на записи, но зачастую такие записи проваливались или в краткосрочной, или в долгосрочной перспективе, так как решения, кому выделять, как выделять и сколько выделять, опять же принимались белыми воротничками, далекими от Музыки и не имеющими «Уши». Выделялись ли по знакомству или по какому еще предпочтению не важно, а важно, что толку от этого не было. В эфир все равно шли «дешевки», если так можно выразиться о предлагаемом под видом музыки продукте.

И вот, после 2007 года показатели выручки у компаний начали стремительно падать. Мейджоры начали искать побочные виды доходов, новые пути поступлений, конечно, уже никак не связанные напрямую с музыкальной составляющей, которую, ежели рассмотреть отдельно, то можно увидеть на графиках катастрофически падающими как в области продаж, так и интереса к такому продукту.

Собственно получилось, почти как в русской поговорке: «Назло бабушке отморожу себе уши». Правда, конечно, не понятно, кто тут бабушка. Но уж точно, не слушатель.


Прогресс – это и хорошо, и плохо 

Безусловно, какую-то роль в таком состоянии дел сыграли и технические новшества. Компьютерные технологии, новейшее программное обеспечение, интернет – все это послужило как вспомогательным инструментарием, так и сыграло злую шутку. Как, впрочем, и любой продукт прогресса. Колесо, оно может быть и колесом скорой помощи, и колесом танка. «Сейчас можно записать, не выходя из спальни, целый оркестр, но это и хорошо, но и плохо, потому как ты лишаешься вот того самого художественного момента Чуда!», – заявляет легендарный продюсер Боб Эзрин (Bob Ezrin). Боб – человек, который продюсировал (не путать с русским понятием продюсирования в России) лучшие альбомы последних десятков лет, такие как альбомы группы Pink Floyd, включая легендарный The Wall, альбомы Peter Gabriel, Kiss, 30seconds to Mars, Nine Inch Nails и многие другие. «Когда в студии собиралась группа, – продолжает Боб, – то между ними в определенный момент, в тот момент, когда они начинали играть, заводя друг друга и самих себя, возникало то самое Чудо, которое и отражалось потом в записи. То, чего не видно и не слышно, но то, что чувствуется. В компьютерах этого нет, компьютер может тебе помочь, но он не является тебе соавтором, членом группы».

Боб Эзрин, Bob Ezrin,

Легендарный продюсер Боб Эзрин (Bob Ezrin)

Исчезло самое важное – то, что великий русский философ Иван Ильин называл в свое время «актом творческого созерцания».

Лично я это определяю просто – исчезла Любовь. К примеру, записывая вокал в студии, я всегда добиваюсь того, чтобы между мной и вокалистом проскочил этот ток Любви. Любви не плотской, не стоит тут читателям думать низко и превратно, а Любви высокой, общечеловеческой, той, которую древние греки называли «Агапе», той, которая и творит Чудеса. Ведь ежели этого не будет, то не будет и Чуда, не будет СоГласия. И не услышит, не прочувствует этого Чуда и слушатель. А это главнее, ибо без Любви не можешь творить ничесоже. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. (Мф.18:19)

Чрезмерное увлечение технологиями позволило пролезть целому полчищу как бы музыкантов. Появились целые движения симулякров от музыки, как самих как бы артистов-симулякров, так и их продукции – симулякров-альбомов, симулякров-песен, симулякров-хитов.

«Я не понимаю, зачем артисты идут в студию записываться, не имея при этом хита», – заявил Дэвид Гетта (David Guetta). При этом знаменитый диджей и продюсер, сам активно пользующийся новыми технологиями, работая в электронной музыке, здраво отдает себе отчет о балансе такого пользования. «Когда мне надо записать кому-то демо-трек, я, абсолютно не умеющий петь, могу, конечно, исполнить мелодию, потом подправить все неточные нотки и показать потом исполнителю, но сам я не буду никогда выставлять свой вокал, даже если его можно подтюнить, исправить. И если мне нужно пианино в записи, я могу набросать линию, но играть будет тот, кто делает это профессионально всю свою жизнь. Мы возьмем студию и будем писать до тех пор, пока не получим незабываемый дубль», – поясняет Дэвид Гетта.

David Guetta, Gilles Babinet

David Guetta and Gilles Babinet
Мастер Класс на MIDEM 2011

О том, что белые воротнички в полной растерянности, свидетельствует еще одна история, о которой поведал нам Дэвид Гетта: «После того как был записан ночью хит «Sexy bitch» (песня была записана через час после знакомства Гетты с Эйконом /Akon/), менеджмент Эйкона, довольный результатом, просит меня сделать, написать какую-то песню для Америки. Я им отвечаю, что вот эта песня и есть для Америки, и я их долго убеждал попробовать. Они долго не верили, но потом все же решили поставить на нее. И это был большой успех. Так вот, когда через три месяца я приехал, и ездил по Лос-Анджелесу и Сан-Франциско, я услышал там на радио много треков с продакшном, точно как «Sexy bitch». Оказывается, они не знают рынок, они просто пытаются копировать и тиражировать чей-то успех».


Студии как первый путь к спасению 

Было время, когда студии находились на стадии выживания. По всему миру закрывались лучшие студии, где записывались в свое время мировые шедевры. И даже пресловутая «Эбби Роад» (Abbey Road) испытывала крайние трудности. Не выделяли денег на студии прижимистые белые воротнички, вставшие у руля мировой музыкальной масс-индустрии. Не хотели идти в большие студии и музыканты, предпочитавшие дешево записаться порой дома на компьютере, но вложить средства выделяемые фирмами в свои наряды, клипы, образы. Герои музыкального небосклона превратились в героев MTV, в телепузиков, в медийных персонажей, но не в музыкантов. Они перестали таковыми быть. Это стали труженики телевидения, просто работающие музыкантами-симулякрами. И первое, что им перестало быть нужным, это были студии. И так было почти два десятилетия. Но, похоже, наступает эпоха ренессанса для музыкантов и, в первую очередь, для студий. Они первыми почувствовали оживление, и вот уже стали открываться замечательные студии, предлагающие и комплексные решения.

После культового фильма «Залечь на дно в Брюгге», весь мир узнал о красивейшем городочке в Бельгии. Сыграв на этом и на том, что под Брюгге великолепная природа, Patrick Hamilton, известнейший бельгийский композитор и продюсер, открыл студию прямо в пригороде Брюгге. Комплекс Globe Recording Studios объединяет в себе не только четыре роскошных студии, где можно записать от оркестра до рок-группы, но и дом-гостиницу, центр отдыха и даже бар. Все для того, чтобы сюда мог заехать музыкальный коллектив в составе до 12 человек и жить и творить в девственно чистой природе Фландрии, вдохновляясь пением лесных птиц и пейзажами Брюгге, куда музыкантов может доставлять в течение десяти минут специальный транспорт, приписанный к студии. Понятно, что студию потихонечку облюбовали те, кто нацелен на результат. Тем паче, что в помощь музыкантам там есть штатные звукорежиссеры и продюсеры, работавшие с такими артистами, как U2, Rammstein, Bjork, Sugarcubes, Stone roses, Kate Ryan и т. д.

Или вообще фантастический вариант – новая студия Karma Sound Studios – детище Криса Крекера (Chris Cracker), известнейшего продюсера, записавшего за свою жизнь более 400 альбомов классической, джазовой и поп-музыки, бывшего в последние годы Президентом Sony Classic, ушедшего с поста в 2008 для воплощения этой своей мечты. Но ведь мы-то знаем, что такого уровня люди – не фривольные меценаты, и тут, кажется, Крис не прогадал и сделал из студии очередной хит. И неудивительно: комплекс зданий, расположенный в 50 метрах от белоснежного пляжа на острове Самуи, что в Таиланде, имеет лучшие студийные помещения, лучшее оборудование и помимо этого бассейны, фитнес-центры, рестораны при комплексе и, конечно же, дома-гостиницы для группы музыкантов и их свиты любого уровня. Гостям предлагается и любой сервис. Первый, кто здесь записывался, это группа Placebo. Записав свой «Battle of the Sun», лидер группы Брайан Молко выразил желание купить эту студию, но Крис отклонил предложение. Вторым, кто предложил купить это чудо, стал Джамироквай (JAMIROQUAI), сменивший Placebo в студии. И теперь это стало почти традицией, каждый новый артист пытается узнать, а не продается ли этот кусочек рая. Потому что пишется и творится тут великолепно. И опять-таки полностью есть тот персонал, который может помочь и записать, и аранжировать, и, если надо, то и сочинить для исполнителя очередную песню, так как есть все возможности работать с любыми авторами дистанционно, где бы они ни находились в этот момент.

Karma Sound Studios

Karma Sound Studios. Общий вид

И ведь цены на такой рай для музыкантов, что в случае с Globe Recording Studios, что в случае с Karma Sound Studios, не отличаются от цен на городские студии в Лондоне или Париже, и уж порою дешевле, чем некоторые студии в Москве, и это с учетом проживания.

Karma Sound Studios, Jimmy Page

Karma Sound Studios
Jimmy Page во время записи своего последнего альбома

И если такие студии начали пользоваться спросом, если такие студии начали открывать, то значит маятник потихонечку начал движение в обратную сторону, к Музыке.


Эпилог

О родном

Не знаю, будут ли наши музыканты пользоваться услугами таких студий, думать о качестве, думать о Музыке, наконец-то. Наверное, музыканты-симулякры не будут. Им важнее новый наряд или лишняя засветка по ТВ. Но хочется думать, что время телепузиков пошло на убыль. Ведь, как выглядит сейчас подавляющее большинство записей, вернее, процесса записей этих как бы музыкантов? Поясняю. Купили какую-то песню, при этом не столь важно какую (правда, и тут многие не понимают с выбором песни, ушей-то нет), но главное, что автора, которого могут играть на радио. Отдали ее аранжировщикам, либо штатным, либо на студию, с которой работают. Аранжировку слепили, подготовили компьютер к назначенному времени, когда должна приехать звезда. Далее звезда заезжает на пару-тройку часов, спела несколько дублей или несколько сотен дублей (тут зависит от голосовых возможностей звезды) и уехала (на съемки, выступления, тусовки), оставив звукорежиссеров выбирать фразы из дублей и монтировать звуковую дорожку. Потом сведение треков, мастеринг и все – продукт готов. Слушайте на здоровье. Вот я и думаю, неужели не найдется артистов, которые когда-то забронируют Karma Sound Studios и засядут туда писать супер-альбом. Вернее, не писать, а творить. Ведь могут же себе это позволить артисты уровня Лепса, к примеру. К тому же, у артистов есть коллективы, и членам коллектива положен отпуск, и весьма трудно в рабочие сезоны давать членам коллектива отпуск. Но и их понять можно, у них семьи, и жены уже наседают по поводу отпуска. А тут выехал на Самуи всем коллективом, а коллектив и семьи прихватил, жен и детей. И отдых тебе, и сотворчество. И вернулся артист, отдохнувший и загоревший и с не менее отдохнувшим коллективом и членами их семей, да еще и супер-альбом привез, на радость всем нам. И все это стоит-то не более величины гонорара за один концерт такого артиста. Значит, могут же позволить, но не желают. Но все же надо надеяться. Может, будет и на нашей улице Музыка!

 
comments powered by Disqus