Блог Димы Мишенина

О том, как я понял, из чего состоит искусство ... Андреса Серрано.

Короткометражка в прозе.
 
Бренд уличной одежды Supreme неоднократно делал коллекции с разными замечательными художниками. В разные годы на их вещах появлялись,в виде принтов, произведения таких творцов, как гений неевклидовой геометрии Эшер, мастер тентаклей Тосио Маэда , экстравагантный фотограф Араки , оккультист Гигер, и вот этой осенью они создали очередную яркую коллаборацию с фотографом Андресом Серрано. 
Не могу сказать, что я когда-либо любил этого автора.
Скажу более — я никогда не интересовался его творчеством. Как впрочем и творчеством группы "Металлика", альбомы которой он оформлял. Но мне нравилась одна его работа.
 
Andres Serrano, Immersions (Dante), 1989. Photographie. © Andres Serrano
  
Мне всегда было интересно, как добился фотохудожник такого красивого цвета в изображении на данном фото. Правда, я никогда не шел дальше и не углублялся в изучение вопроса о технике исполнения. И только увидев коллекцию Supreme, я узнал, что у Серрано получается свой  фирменный золотистый оттенок на фотографиях, потому что он погружает великие образы (от Дискобола до Мыслителя ) в собственную мочу.
Что сказать на это?  Во-первых, сегодня модные бренды, тиражируя художников в виде принтов на вещах, делают для пропаганды современного искусства больше, чем все критики и искусствоведы вместе взятые. Во-вторых, Серрано для масс-маркета — фигура одиозная. Если его натуралистическая техника синтеза мочи и произведения искусства в
изображении Сатаны,безусловно, уместна, как дополнительный спецэффект в показе всей мерзости Князя мира сего, то в изображении даже античных скульптур — уже не совсем идеологически применима. Не говоря уже о духовных религиозных символах, помещение которых в резервуары с мочой  действительно могут оскорблять чувства некоторых верующих, и визуализировать которые я потому не стану, хотя каждый теперь их может приобрести, купив футболку или кенгуруху от самого известного стрит бренда. 
 
Искусство — непростая вещь. Можно долго рассуждать об оттенках мочи, но
я брезгливо отношусь к использованию физиологических процессов в творчестве. 
Я не люблю Венский акционизм с его порнографическими блевотиной и испражнениями на камеру. Не смотрю фильм гениального Герца Франка "Диагноз", в котором он детально показал работу патологоанатома в морге, — даже понимая, что это аллюзии к картинам Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа» и "Урок анатомии доктора Деймана». Но есть разница между документальной фотосъемкой и маслом на холсте. И между ними — пропасть не техническая, а психологическая. 
Также, в случае Серрано, я не хочу смотреть на настоящие мочу и кровь в музее. 
Но при этом я не могу не видеть красоту, которую смог с помощью этих "непотребных" техник донести автор.
Я действительно не знаю, как реагировать на подобное искусство.
Это не то, что я повешу дома.
Даже не то, что я куплю с логотипом Supreme. Хотя они и научились продавать буквально все, даже обычные кирпичи
Но выглядит это все, как искусство, несмотря на то, что оно явно дурно пахнет. И здесь, возможно, самое важное слово — "как". 
Серрано — один из ярких примеров (в прямом смысле этого слова) того, что искусство — вне табу и запретов. И даже если его делает законченный извращенец, но оно у него получается, — Бога ради, не нужно ему мешать. Даже если оно по разным обстоятельствам мне или вам лично не близко. Это тонкая вещь, когда получается настоящее искусство. И кому-то неприятно, когда оно рождается в уродливом и явно болезненном сознании. Но Бог сам выбирает, кого наградить божественным даром творения. И многие добродетельные люди, по какой-то причине, его, увы, лишены.
Однако, главное, что я хочу сказать в этом коротком наблюдении, — не о фекалиях и моче, а о том, что именно в них погрузил Серрано. Он, как окружающее царство грязи, поглотил святыни этого мира, поместил их в мутные резервуары, замылил очертания, практически растворил в отходах... Но убрав собственно выделения автора и налет патологии,  окажется, что 99% произведения Серрано — все равно — первоначальное изображение классиков — Мирона и Родена. 
А его авторская моча — только 1 % в новом художественном произведении, как фильтры инстаграма, которые меняются и выбираются из стандартного набора современного художника. 
Исходя из этого понимания, начинаешь еще более осознавать ценность оригинальных работ старых мастеров, которым не нужно было мочиться на чужие произведения, чтобы достичь высот творения. То, что таким людям как Серрано необходимы моча и кровь для имитации творческого процесса, — это на поверку оказывается примитивное и языческое колдовство, выдаваемое в наше время всеобщего культурного упадка за искусство. Но в мире, где искусства осталось совсем мало, разные маги, шарлатаны и гипнотизеры имитируют творцов и художников и привлекают внимание публики. И у Серрано это получается зачастую лучше других, если не приглядываться, не принюхиваться и не погружаться. 

 

 
comments powered by Disqus