Axelvox TRP: активные мониторы Читать далее
Датская жизнь приборов Astera Читать далее
Empirical Labs анонсировал выпуск BIG FREQ плагина Читать далее
Впервые в России! Arturia Keystep Pro Читать далее

Roland AIRA

Roland AIRA

 Модульная версия синтезатора System-1m
 
Текст: Владимир Сапрыкин
 
В семействе электронных музыкальных инструментов серии AIRA, о которых DJMAG Russia рассказывал ровно год назад, произошло серьезное пополнение. Компания Roland выпустила модульную версию синтезатора System-1. И, в дополнение к ней, сразу четыре отдельных модуля обработки звука. Теперь вы сможете легко собрать свою модульную синтезаторную систему, используя современные, легко интегрируемые компоненты.
 
dsc00354.jpg

        Итак, по порядку. Новая версия синтезатора теперь называется System-1m. Буква «m» означает, конечно же, «modular». Синтезатор находится в корпусе, совместимом с модульными системами формата Eurorack.

dsc00355.jpgdsc00373.jpg

То есть, физический размер позволяет установить его в один из стандартных кейсов со стандартным источником электропитания. И для сопряжения с другими (любыми) модулями Eurorack, а их сейчас выпускается довольно много, в System-1m используются стандартные для этого формата кабели с двухконтактными миниджеками (то есть, 1/8 дюйма).
Функционально синтезаторный модуль практически полностью соответствует своему клавишному предшественнику. Изменены лишь некоторые детали интерфейса, и убрана функция Scatter, работающая в связке с арпеджиатором. Остальное – то же самое, поэтому углубляться в описание собственно синтезатора мы не будем. С ним можно ознакомиться в предыдущей статье [см. DJ MAG № 5 (80), сентябрь-октябрь 2014].
Напомню, что это устройство – цифровое. Для генерации звука используется физическое моделирование, если конкретно – технология Analog Circuit Behaviour, разработанная компанией Roland для нового поколения устройств. Цифровой процессор содержит микропрограмму, рассчитывающую все параметры функционирования схемы-прототипа и представляющую пользователю результаты в виде готовых звуков, соответствующих оригинальным звукам модульных синтезаторов серии System 700 и System 100. Причем, физическая модель поддерживает четырехголосную полифонию.
Текущая версия синтезатора имеет в своем составе следующие блоки: два обычных осциллятора плюс субосциллятор и источник шума, микшер, фильтр, усилитель, три генератора огибающей (для осцилляторов, фильтра, усилителя), низкочастотный модулирующий генератор (LFO). Есть возможность синхронизации и взаимной модуляции осцилляторов. Кроме того, синтезатор имеет регулируемое портаменто, а также процессор эффектов, предлагающий ревербератор и эффект Delay с широким диапазоном регулировки времени задержки сигнала.

dsc00342.jpgdsc00352.jpg

Как и его клавишный предшественник, System-1m имеет возможность управления по MIDI. Вход и выход MIDI на стандартных разъемах находятся на задней панели синтезатора. Важно отметить: MIDI-управление допускает полифоническое использование синтезатора, то есть, игру сразу четырьмя голосами. Разумеется, одноголосное использование не возбраняется. Однако если вы хотите использовать синтезатор именно как модульную систему, и собираетесь подключать к нему другие модули, то следует помнить, что в этом случае System-1m будет работать только в одноголосном режиме. Напомню: это когда нажата кнопка Mono в секции микшера.
Почему так происходит? Потому что управление модульными системами осуществляется при помощи аналоговых сигналов CV и Gate. Источник управления имеет выходы (CV Out, Gate Out), которые присоединяются к соответствующим входам приемника (CV In, Gate In).

dsc00368.jpgdsc00374.jpg

Первый тип сигнала, Control Voltage – это постоянное управляющее напряжение. От его величины зависит, например, высота тона, которую взял осциллятор, или степень пропускания фильтра, – в общем, любой изменяемый параметр. А поскольку управляющий сигнал, то есть то самое контрольное напряжение, передается по одному двухжильному кабелю, то в одно и то же время он может принимать только одно значение. Вы ведь никогда не встречали, скажем, батарейки, у которых бы на одной и той же паре контактов в одно и то же время было сразу два постоянных напряжения, например, 1,5 и 3 вольта? Естественно, это физически невозможно. Либо одно, либо другое. Одно управляющее напряжение, одна высота тона у осциллятора, – одна звучащая нота. Поэтому простые модульные системы всегда одноголосные.
MIDI – другое дело. Это протокол цифрового управления, и управляющие сигналы хотя и передаются по одному кабелю, но последовательно, отдельными пакетами. Приемник почти в реальном времени расшифровывает последовательность пакетов и затем передает команды соответствующим электронным блокам. Тут уже можно передать что угодно, в том числе несколько контрольных сигналов для нескольких осцилляторов. Но вернемся к аналоговому управлению.
Второй тип сигнала, Gate, тоже представляет собой постоянное напряжение. Но в отличие от контрольного сигнала, принимающего множество разных значений, Gate имеет лишь два возможных уровня: высокий и низкий. Низкий уровень – запрещающий. Модуль, на входе которого присутствует низкий уровень сигнала Gate, ничего не выполняет, а просто ждет. Как только на входе появляется высокий уровень сигнала (например, когда мы нажали клавишу на клавиатуре), происходит запуск электронной схемы. Именно от такого сигнала стартует генератор огибающей управляемого усилителя, и мы, наконец-то, слышим звук. Электронный блок работает ровно столько времени, сколько на входе Gate удерживается высокое напряжение. Как только уровень изменяется на низкий, блок отключается и вновь переходит в режим ожидания.
Зачем все эти сложности? – спросите вы. А затем, что это основа работы модульных систем.
 Модульные системы нужны для того, чтобы вы имели возможность создать свой собственный и неповторимый синтезатор, самостоятельно скоммутировав некоторое количество электронных блоков. Записали песню, потом частично перекоммутировали, добавили пару-тройку других модулей, и – еще раз создали новый синтезатор с уникальным звучанием.

dsc00370_0.jpg

Строго говоря, если в модульной системе количество модулей превысило некоторый критический порог, то вы можете сконструировать сколько угодно разных синтезаторов, уже ничего не добавляя, а просто меняя коммутацию у имеющихся модулей, и даже исключая некоторые из текущей схемы.
Так вот, самым существенным отличием модели System-1m от клавишного предшественника является то, что на лицевую панель модуля выведены входы и выходы его электронных блоков. Это обычные разъемы типа миниджек, расположенные линейкой в самом верхнем ряду. Разъемы, естественно, двух типов: управляющие и звуковые. Первый тип служит для передачи контрольных сигналов, второй – для звуковых. Например, если у вас есть аналоговая клавиатура с выходами CV и Gate, то ее следует подключить к входам CV In и Gate In, которые расположены над секцией фильтра. Подсказка: если синтезатор находится в полифоническом режиме, эти входы (да и вообще вся линейка разъемов) не функционируют. Нужно включить режим Mono одноименной кнопкой, и тогда все разъемы активируются. Для подтверждения этого вокруг каждого гнезда вспыхнет колечко подсветки. Звуковые входы и выходы будут подсвечены красным цветом, а контрольные – синим.

dsc00353.jpgdsc00345.jpg

И вот теперь-то начинается самое интересное. Потому что модульный синтезатор – это не замкнутая, а открытая система. Ее можно дополнять различными модулями, наращивая звукообразующий потенциал, можно менять соединения между модулями, строить непривычные модуляционные цепочки, меняя тем самым общую схему и, соответственно, синтезируемый звук. Сам по себе System-1m уже представляет собой полноценный синтезатор, однако всякий дополнительный модуль, присоединенный к нему, будет еще расширять звуковую палитру. А главное – способы соединения модулей вы можете выбирать самостоятельно, так что поле для экспериментов здесь огромно.
      В качестве возможных дополнений к System-1m, компания Roland в настоящий момент выпустила четыре модуля в формате Eurorack.
      Внешне они довольно схожи, а по количеству входов/выходов и вовсе одинаковы. Для присоединения их к синтезатору потребуется набор патчкордов, то есть, коротких кабелей с двухконтактными миниджеками на концах. Далее я вкратце перечислю возможности этих приборов.
Модуль Scooper способен компенсировать отсутствие в версии «1m» эффекта scatter. Он имеет функцию записи/воспроизведения фразы с использованием указанного эффекта. В оригинале это называется «single-pass loop recorder», то есть, запись фрагмента в одно касание. Нажали кнопку, проиграли что-то, снова нажали ту же кнопку, – вот и вся запись. Жмете любую клавишу – запускаете воспроизведение фразы целиком. Причем, это будет не просто проигрывание, а в какой-то степени «переосмысление». Потому что встроенный процессор может разбирать запись на части и собирать в иной последовательности и с иной скоростью. Стоит лишь покрутить ручки, как записанные звуки начинают преобразовываться, ноты меняться местами, фраза – транспонироваться, ускоряться или замедляться. Сыграв строгую и размеренную секвенцию и покрутив, например, ручки Scatter Type и Pitch, вы можете получить некую производную, в которой относительная длительность нот будет изменена, а сами они начнут прыгать по нескольким октавам. То есть, ритмически и стилистически это будет совсем другая фраза. Кроме того, в схеме установлен обрезной фильтр высоких частот, который может заставить этот новый звуковой фрагмент неподражаемо шкворчать, как оладьи на горячей сковороде. При необходимости можно одним нажатием кнопки включить байпас, восстановив обычный звук, а повторным нажатием этой же кнопки вернуть шкворчанье.

dsc00376.jpgdsc00361.jpg

Как присоединить модуль к синтезатору? Очень просто. Все модули имеют по два входа и два выхода, что дает возможность использования их для обработки стереосигналов. В любом случае, достаточно использовать один вход, соединив его патчкордом с выходом осциллятора (я, например, использовал второй, его разъем называется Osc 2 Out). Выходной разъем модуля нужно соединить с дополнительным входом микшера (в System 1m он называется Ext In). Уровень входящего в микшер внешнего сигнала будет регулироваться потенциометром Sub Osc, а сам субосциллятор в этом случае деактивируется.
Фильтр в модуле можно крутить вручную, а можно использовать плавную модуляцию, присоединив к входу управления выход модулирующего генератора (LFO Out), находящегося в System-1m. Вообще, многими параметрами можно управлять извне, но некоторые вещи все же интереснее делать руками.
Следующий модуль называется Torcido. Он реализует классический эффект дисторшн. При помощи регулировок можно получать различные оттенки звучания. Эффект может быть как жестким, так и довольно мягким, для чего в схеме есть так называемое «ламповое утепление» с отдельным регулятором этой самой теплоты.
Кстати говоря, если вы работаете с жесткими стилями музыки, то модули Scooper и Torcido вообще можно соединить последовательно, выход одного во вход другого. Вначале дисторсер, чтобы насытить звук гармониками, а затем, записав этим звуком петлю в модуле Scooper, напустить на нее фильтр. Тогда эффект получается особенно сочным.

dsc00375.jpg

Третий модуль носит название Demora. Что означает это слово – мне неизвестно, но оно под стать эффекту: очень загадочное.
Demora представляет собой линию задержки с регулируемым временем и глубиной обратной связи. Соотношение чистого и задержанного сигнала можно регулировать. Компания Roland указывает, что для данного эффекта были использованы самые новейшие разработки. Характерной особенностью эффекта является возможность плавно, на лету, менять время задержки, получая плавающее звучание, без перескоков и разрывов. Для настройки есть потенциометр с большой ручкой, обозначенный словом Time. Его разрешающей способности вполне хватает для создания этого самого «уплывания» звука без заметного изменения собственно времени задержки. При сложении исходного и слегка детонированного звука получается очень красивый живой унисон. А если вам нужен пространственный эффект, то задержанный в этом устройстве звук и его исходный вариант нужно просто подать в разные каналы стереопары. Объемность звучания в этом случае получается просто потрясающая.
Если не изменять время задержки непрерывно, то эффект будет обыкновенным, без «уплывания». Поэтому, если вам нужен именно плавающий звук, целесообразно использовать модуляцию. Для этого нужно ввести в управляющий вход сигнал от LFO, настроенного на низкую частоту генерации, и установить минимальную чувствительность входа, чтобы не сильно раскачивать. И все, поплыли…
Отмечу, кстати, что время задержки регулируется в диапазоне от 20 мкс до 10 с, – это очень приличная характеристика. Что это дает на практике, кроме того, что у вас в руках появилась очень «разнокалиберная» задержка? А то, что вы можете формировать плавающий сигнал в разных диапазонах времени задержки. Основное время может быть и четверть секунды, и пять секунд – это несущественно. В любом случае, на любом времени задержки вы сможете придать звуку уникальную окраску.
        Последний из модулей, выпущенных к настоящему моменту компанией Roland, называется Bitrazer. Это понижатель частоты дискретизации, своего рода ухудшитель, то есть устройство, преобразующее обыкновенный звук в «лоуфайный», грубый и искаженный. Этот эффект предназначен для вполне определенных музыкальных направлений, и поэтому на универсальность применения не претендует. Устройство работает мощно, уверенно раздирая мелодичные тембры в грязные лоскуты. Для вящего эффекта схема снабжена резонансным фильтром, помогающим либо вносить дополнительные скрипы, либо в некоторой степени избавляться от них, сглаживая звук. Вход и выход этого устройства имеют 24-битные преобразователи с частотой дискретизации 96 кГц. Модуль имеет кнопку байпаса, позволяя мгновенно получить на выходе неискаженный входной сигнал.

dsc00363.jpg

Отмечу, что если вы собираетесь использовать указанные модули совместно с синтезатором System-1m, то необязательно сразу искать им кейс и все такое. Все они могут использоваться как обычные настольные приборы. Каждый имеет в комплекте собственный адаптер питания, как и сам синтезатор.
Но это еще не все. В каждом из указанных модулей инженерами Roland приготовлен сюрприз. Все модули поддерживают интеграцию с компьютером и имеют возможность дистанционного управления при помощи программных приложений в среде Mac, PC, iOS, Android. Все они имеют порт Micro USB. При помощи компьютера можно полностью перепрограммировать внутреннюю маршрутизацию сигнала и изменять саму сущность любого модуля, поскольку каждый из них может использовать до 15 виртуальных субмодулей. Среди субмодулей ожидаются схемы фильтров, усилителей, модуляторов и различных преобразователей. В настоящее время они готовятся к выпуску.
И, конечно же, все эти модули можно использовать не только с синтезатором, но и как самостоятельные устройства преобразования сигнала. Они могут пригодиться и гитаристам, и диджеям, и вообще любым музыкантам, которые хотели бы расширить звуковую палитру.
Модульный синтезатор Roland System-1m можно расширять также модулями сторонних производителей. Главное, чтобы они были в формате Eurorack, и чтобы вы точно знали, для чего вам то или иное устройство. Тогда вы легко построите свою собственную модульную систему и сможете полноценно экспериментировать со звуком, создавая уникальные тембры и новую, неповторимую музыку.

 

 
comments powered by Disqus